The Guardian: Сможет ли супер-гранжевый сиквел "Бэтмена" перенести вселенную DC в еще более мрачное место?
The Guardian: Сможет ли супер-гранжевый сиквел "Бэтмена" перенести вселенную DC в еще более мрачное место?
18.03.2024 15:40
Фильм 2022 года был необычным, свободным от привычных супергеройских атрибутов и решительно мрачным, и продолжение также должно выйти за рамки привычного.
"Бэтмен" Мэтта Ривза кажется фильмом вне времени, супергеройской эпопеей, удивительно лишенной элементов фэнтези, сверхспособностей и волшебных наворотов. Это именно тот фильм по комиксам, который может понравиться тем, кто не очень любит комиксы, - роскошно-томный криминальный сериал, полный оркестрового, шипастого великолепия и мрачности Готэм-сити. Супергеройский фильм, который настолько отличается от "Флэша" или "Человека-муравья и Осы: Квантомании", что его можно отнести к совершенно другому жанру.
И здесь, пожалуй, стоит отдать должное нелегкому режиму DC от Warner Bros. Какой бы ужасной ни была заброшенная "Расширенная вселенная" за последнее десятилетие - а в ней было несколько ужасающе низких моментов - невозможно представить, чтобы подобный фильм появился у какой-либо другой студии. В то время как Warner курировала, казалось бы, бесконечный поток несочетаемых, хаотичных по тональности эпизодов, она также вручила Ривзу ключи от Готэм-сити и позволила ему разгуляться с огромным чувством стиля и размахом. Если "Бэтмен" и не является самым искусным супергеройским фильмом в истории - сколько еще фильмов в этом жанре берут пример с драмы Гаса Ван Сента о последних днях Курта Кобейна? - он, безусловно, делает чертовски хорошую попытку.
Поэтому новость о том, что выход сиквела Ривза откладывается на год - теперь он появится в кинотеатрах не раньше осени 2026 года, - кажется просто прекрасной. Как и "Бэтмен: Начало" Кристофера Нолана, "Бэтмен" был идеальным упражнением в представлении новой версии крестоносца в плаще, не выдавая при этом слишком многого о том, куда этот освежающе другой, великолепно странный Темный рыцарь может отправиться дальше. Фильм Ривза настолько нетороплив, что в какой-то момент можно было предположить, что он может пойти по тому же пути, что и "Зодиак" Дэвида Финчера (еще одно ключевое влияние на игру в кошки-мышки с Загадочником Пола Дано), и дрейфовать к мрачному, туманному завершению. Вместо этого нас оставили в убежище Аркхэм, шокировав возможным появлением нового Джокера в исполнении Барри Кеогана. И все же остается ощущение, что это не новый Бэтмен, который спешит наложить свой отпечаток на жанр супергероев.
Мироздание Ривза настолько впечатляет, что когда бы ни вышел фильм "Бэтмен, часть II" (так он сейчас называется), его будут оценивать не просто как очередной фильм по комиксам, выходящий в кинотеатрах, в равной степени восхваляемый фанатами и критикуемый киноманами, а как подлинное произведение кинематографа в своем роде. Каким-то образом, создав фильм, который не делает никаких попыток следовать по проторенному пути супергероев, американский режиссер перешел в совершенно иное русло, чем все остальные фильмы в этом жанре, будь то DC, Marvel или что-то еще, если на то пошло.
Это значит, что, несмотря на всю нынешнюю неопределенность, окружающую жанр супергеройских фильмов, с новым режимом под руководством Джеймса Ганна в DC и нынешними проблемами Marvel, Ривз остается в выигрыше. Зачем беспокоиться о том, что ты мог пропустить zeitgeist, если ты никогда и не пытался в него попасть? Зачем беспокоиться о переменчивых ветрах моды, если вы работаете в своей собственной сладкой, безвоздушной готической эхо-камере?
Единственное, что беспокоит Ривза, - это то, что повторить этот трюк практически невозможно. Если в фильме о Бэтмене мало что происходит, и никто не возражает, потому что все это так восхитительно по-готэмски, а Роберт Паттинсон потрясающе выглядит в роли Брюса Уэйна, - это одно, но, видимо, в какой-то момент возникнет потребность в фейерверках комиксов, экшн-сценах и тому подобной ерунде. Конечно, не может же вся партитура следующего фильма просто рифмоваться с очередной песней Nirvana на протяжении трех часов? (Хотя, если это все же произойдет, пожалуйста, может быть, они возьмут "Come as You Are" или "Heart-Shaped Box"?)
Тем не менее, учитывая, что Джокер в исполнении Кеогана готов бросить начинающему крестоносцу в плаще самый серьезный вызов, а отголоски телешоу о Пингвине Колина Фаррелла (которое должно выйти в конце этого года на канале HBO Max), предположительно, все еще отдаются в темном эфире, перспектива манящая, даже если нам придется подождать еще немного. Если скептики правы, и супергеройские фильмы уходят в прошлое, следующая часть "Бэтмена" может запомниться как запоздалый фильм, который переломил тенденцию, как "Сильверадо" или "Непрощенный" для жанра комиксов. Если же они ошибаются, и это только начало перехода к новым рубежам, то следующий фильм Ривза вполне может помочь проложить путь сквозь тьму.