The Guardian: Роберт Паттинсон: покоритель сердец, который не побоялся быть отталкивающим
The Guardian: Роберт Паттинсон: покоритель сердец, который не побоялся быть отталкивающим
05.04.2022 23:36
Роль Бэтмена наконец-то вывела мальчика из Барнса в список «А» после нескольких лет, потраченных на саботаж любых надежд на успех в мейнстриме.
На первый взгляд, это выглядит как аккуратная карьерная лестница кинозвезды: переход от красавчика из подростковой франшизы к главной роли в супергеройском фильме. Но путь Роберта Паттинсона от «Сумерек», сделавших его, вместе с коллегой и в недавнем прошлом подругой Кристен Стюарт, одним из самых известных людей на планете, до последнего воплощения ночного мстителя Брюса Уэйна в «Бэтмене» был интригующе кружным.
Он совершил десятилетний обход через артхаус и авторское кино, через необычные роли - фриков и чудаков, безыдейных и принципиально ненадежных - прежде чем он, наконец, вернулся обратно, через потрясающие роли второго плана в фильмах «Король» и «Довод», к той главной роли, которая закрепляет статус актера в списке «А». Это можно рассматривать как рискованную стратегию, но она прекрасно себя оправдала. Паттинсон, которому сейчас 35 лет, отточил свой многогранный талант. Он не просто кинозвезда, он захватывающе непредсказуемый и смелый характерный актер. И он воспитал в себе то, чего так не хватает его поколению ухоженных и отполированных современников с медийной хваткой: освежающую чудаковатую эксцентричность.
Паттинсон оказался в удачном положении финансовой безопасности после «Сумерек» - по общему мнению индустрии и зрителей, страховочная сетка доходов от «Сумерек» позволила ему играть роли в тех фильмах, которые он и сам смотрел бы с удовольствием, работать с теми режиссерами, которые его вдохновляли - такими как Дэвид Кроненберг, Клэр Дени, Роберт Эггерс и братья Сэфди. Однако в интервью, в которых проскальзывали сомнения в себе и необычная откровенность, он иногда заявлял, что предложения ролей высшей лиги просто не поступают, и, проложив курс в артхаус, он фактически вычеркнул себя из списка «А».
Последний вариант кажется маловероятным - вы не перестанете в одночасье быть одной из самых востребованных звезд на планете, сколько бы безумных черно-белых инди-ролей с чайками вы ни зяли на себя («Маяк») или сколько бы обследований простаты вы ни прошли на экране («Космополис»).
Стоит отметить, что эксцентричный и самоуничижительный Паттинсон - не самый надежный рассказчик о своей жизни. У него был период, когда он приправлял интервью вымышленными
происшествиями: например, история о том, как он стал свидетелем гибели взорвавшейся клоунской машины во время травмирующего посещения цирка в детстве. Или тот случай, когда он утверждал, что спонтанно пошел на ужин с фанаткой в Испании, а потом отпугнул ее, оказавшись очень скучным собеседником. Выдумки Паттинсона перекошены в сторону сюрреализма и почти правдоподобны, это своеобразные рассказы в миниатюре. Не зря Эггерс, режиссер «Маяка», сравнивает его странное, невозмутимое чувство юмора с юмором комика Энди Кауфмана.
Если он и не был на вершине списка А, то уж точно примыкал к нему, иначе его не взяли бы в фильм «Бэтмен».
«Неоспоримо, что он - сила, с которой нужно считаться», - говорит Синди Толан, один из директоров по кастингу фильма «Бэтмен». «Роберт - невероятный актер, обладающий необыкновенным талантом. Начиная с фильмов «Ровер», «Космополис» и заканчивая «Хорошим временем» братьев Сэфди, он обладает медленно горящей, тихой тонкостью и великолепной техникой».
Но актер, которого мы видим в маске Бэтмена, прошел долгий путь с тех пор, как он был всеми любимым мечтателем-нежитью с перламутровым оттенком кожи и, как отметил Паттинсон в интервью того времени, некоторыми серьезными личными проблемами.
«Чем больше я читал сценарий, тем больше я ненавидел этого парня, поэтому я так его и сыграл - маниакально-депрессивного человека, который ненавидит себя. К тому же, он 108-летний девственник, так что у него явно есть проблемы».
И его персонаж Эдвард Каллен из «Сумерек» был не единственным объектом нападок Паттинсона. Его карьерный выбор после «Сумерек» можно рассматривать как серию контрударов против его статуса кинозвезды, а в случае с кислотной сатирой на Голливуд Кроненберга «Звездная карта», возможно, даже против самой киноиндустрии.
И у других актеров были конфликтные отношения с собственными физическими достоинствами - Брэд Питт, например, предпочитает, чтобы тема его внешности не затрагивалась в диалогах его фильмов. Но мало кто из них вел войну против собственной красоты так, как это сделал Паттинсон. Его выбор систематически демонтировал его звездную привлекательность, чтобы открыть нечто более сложное, интригующее и временами почти неаппетитное.
Паттинсон не боится принимать более отталкивающие стороны своих персонажей или даже своей собственной персоны. В конце концов, это актер, который пустил (ложные) слухи о своем уклонении от шампуня и сомнительной личной гигиене. Несмотря на это, ему удалось заключить выгодную сделку в качестве лица аромата Dior Homme.
В «Космополисе», первом издвух совместных проектов с Кроненбергом, его персонаж, управляющий активами миллиардер, в некотором роде вампир, но гораздо более холодный и жестокий, чем Каллен.
В постапокалиптическом триллере Дэвида Мишо «Ровер», где он играет слабоумного преступника, он неузнаваем с зубами, которые выглядят так, как будто они были позаимствованы у трупа, лицевыми тиками и вялой манерой пережевывать слова, как жевательный табак.
Но, возможно, самым показательным из его пост-сумеречных начинаний стал «Страх и стыд»,
трехминутный комедийный короткометражный фильм, который Паттинсон написал и снялся в главной роли. В нем актера осаждают фотографы («толпа троллей!») и назойливые пешеходы, когда он пытается пересечь Нью-Йорк, чтобы поесть хот-догов. Это причудливый, самоуничижительный и очень сухой юмор. В нем также передано то изолированное, отрешенное качество, которое делает его таким подходящим для ролей аутсайдеров, последней из которых является Бэтмен.
Выросший в Барнсе на западе Лондона, якобы исключенный из одной подготовительной школы за кражу и продажу порножурналов одноклассникам, и изначально больше интересовавшийся карьерой музыканта, чем актерством, Паттинсон уже попробовал себя в роли Седрика Диггори в фильме «Гарри Поттер и кубок огня». Люси Беван, еще один кастинг-директор фильма «Бэтмен», вспоминает: «Я впервые встретила Роба, когда ему было 17 лет и он еще учился в школе. Он был застенчив, но обладал безупречными манерами и заинтриговывал. В то время я работала у покойной великой Мэри Селвей, и мы взяли его в его первый фильм». Она добавляет: «У него до сих пор безупречные манеры».
Однако, даже учитывая практику в Поттере, он не был готов к успеху фильмов «Сумерки». Слава была такого рода, что требовала стратегии побега: Паттинсон менял машины и одежду, чтобы запутать фанатов и папарацци. В то время он говорил, что это не то, к чему он особенно хорошо приспособлен. «Я не думаю, что кто-то может понять, что происходит. Ты просыпаешься в один прекрасный день и вдруг становишься звездой... очень странно».
«Это немного чересчур. Всю свою жизнь я ненавидел толпу. Я вообще довольно параноидальный человек, поэтому мне не очень нравится, когда люди смотрят на меня. У меня не совсем подходящая работа. Мне не нравится, когда меня фотографируют. Мне не нравится внимание».
Актер, который живет на нервной энергии, он использовал эту врожденную паранойю в таких фильмах, как «Хорошее время» и «Маяк». И это означает, что у него есть все возможности для того, чтобы использовать в своей версии Бэтмена то, что он описывал в интервью как более социально неадекватное качество «чудака». «В нем больше нигилистического уклона... подразумевается, что у него был небольшой срыв», - сказал он GQ.
Что же ждет Паттинсона дальше? Возвращение в Готэм, конечно, возможно, и, по слухам, Warner Bros. рассматривает возможность создания трилогии. Но съемки такого масштаба огромны и отнимают много времени. То, что может быть хорошей новостью для поклонников фильмов по комиксам, будет не такой хорошей новостью для инди-кино, если это выведет одного из самых интригующих и авантюрных актеров из обращения еще на несколько лет.