Я прочитал книгу «Космополис», клинический анализ Дона Делилло о Насдак (англ.аббревиатура: Автоматизированные котировки Национальной ассоциации дилеров по ценным бумагам)-эпохе-гипер-капитализма, когда она была опубликована в 2003 году и попытался согласовать его глубокое видение Америки, притупленной от жадности и потребительства, с разбитой страной, которая пытается понять трагедию 9/11 и войну в Ираке.
Когда я взял роман снова перед выходом на большом экране адаптации Дэвида Кроненберга, то я был потрясен предвидениями Делилло, который, кажется, вглядывался в темное сердце заваренного Глобального Финансового Кризиса, в то время как остальная часть нас были одержимы несуществующим оружием массового поражения.
Делилло - не реалист и не гуманист в формате Тома Вулфа или Джонатана Франзена. Его основоположения собраны из поп-культуры детрита и его героев, и также являются проводниками глубоко пессимистических взглядов по поводу бед современной жизни, таких, как всепоглощающая пустота средств массовой информации и распад личности.
Но в путешествии через хаотичный центр Манхэттена молодого валютного трейдера Эрика Пэкера, в высокотехнологичном длинном белом лимузине, делая при этом ставки на миллиарды тончайших двигающихся цифр, мигающих на экране компьютера, Делилло дает потрясающий, волнующий снимок периода, когда «деньги говорят за себя».
Такая холодная, ограниченная и мозговая основа, казалась бы - такой бесперспективный материал для фильма, что даже сам автор был удивлен, когда продюсеры пришли к нему получать права на съемки (и действительно, это первый роман Делилло, который был снят).
Тем не менее, трудно представить себе более совершенное сочетание режиссера и материала, чем Кроненберга, чьи бескомпромиссные и несентиментальные фильмы, а также интерес к технологиям и телу, в таких фильмах как «Автокатастрофа» и «Экзистенция», замечательно гармонируют с собственной постмодернистской мизантропией Делилло.
Нуждаясь постричься в традиционном парикмахерской, 28-летний миллиардер Эрик (Роберт Паттинсон) садится в свой лимузин, который является «Защищенным», то есть, прошит подкладкой для защиты от шума и покрытый сверху множеством компьютеров, чтобы держать его в курсе мировых денежных рынков.
Находясь под надзором главы своей службы безопасности, Эрика посещают, в частности, его более старшая по возрасту любовница (Жюльетт Бинош), с которой у него происходит ядреный секс; также его врач, который проверяет его «асимметричную простату», и его валютный аналитик, который предупреждает его, что он делает слишком большую ставку против падения китайского юаня. Также он выходит покушать с его красивой, отчаявшейся молодой наследницей-женой (Сара Гадон).
Все это звучит гламурно в довольно бездушном смысле, но настроение экзистенциальной безысходности пронизывает Эрика, когда он проходит через своеобразную закрученную вселенную, где он всё понимает только через такие абстракции, как экраны телевизоров и цифры, которые говорят ему, что его состояние находится в процессе уничтожения. И в то время как грубое, бурлящее человечество в форме протестов, надвигается прямо на стекло его окна, на его лимузине рисуют граффити и существует террористическая угроза от недовольного сотрудника, - всё это едва касается Эрика, в то время, как он ищет сексуального удовлетворения, интеллектуальной стимуляции, любви (может быть), а также стрижку (основа фильма).
Многие критики раскритиковали Кроненберга за воспроизведения почти каждой сцены за сценой тонкого романа Делилло, прямо до очень высококультурных идей и инкрустированных диалогов, что подается без страсти и спонтанности. Один из рецензентов даже жаловался, что фильму не хватило «сердца».
Но это как раз таки и есть тема фильма - замена сердца и души, и всей человеческой сущности на жестокую логику «кибер-капитализма», где судьба страны определяется движением чисел.
Ничего из этого не подается так убедительно и пугающе, как в книге, но трудно также представить более лучшего актера в роли Эрика, чем Паттинсон, который привносит предприимчивость и ум в навеянные смертью диалоги Делилло (Кроненберг даже предположил, что Эрик на самом деле мертвый), в то же время, как и свидетельствует о человеке, которым он когда-то был. Если вы думали, что его герой Эдвард Каллен был холодным кровососущим паразитом, то подождите, пока вы получите весь груз его героя Эрика.
Марк Наглазас Перевод: Miss Smith, специально для only-r.com
При использовании материала активная ссылка на данную новость с надписью "взято с only-r.com" и указание авторства перевода ОБЯЗАТЕЛЬНЫ!
"...Я получил множество отрицательных рецензий. Конечно, меня это ранит и заставляет сомневаться. Когда кто-то говорит мне, что я плохой актер, я не возражаю, я знаю, что мне есть над, чем поработать. Но когда кто-то говорит, что я урод, я не знаю, что сказать. Это, как… знаете, что? Это, правда меня ранит."