Рецензия от Be-In.ru:Кино недели: "Космополис" Дэвида Кроненберга
Рецензия от Be-In.ru:Кино недели: "Космополис" Дэвида Кроненберга
22.07.2012 18:07
Жестокая поэма выдающегося исследователя патологий о капитализме как болезни, с Робертом Паттинсоном в главной роли.
28-летний миллиардер Эрик Пэкер (Роберт Паттинсон) едет стричься в отдаленную парикмахерскую через парализованный пробками Нью-Йорк. За звуконепроницаемыми стеклами белого, оснащенного по последнему слову техники лимузина крайне неспокойно: по случаю визита президента улицы наводнены протестующими, к тому же в городе происходят грандиозные похороны популярного рэпера-суфия. По дороге к встрече с судьбой, в лице персонажа Пола Джаматти, герой беседует с корпоративным аналитиком (Саманта Мортон) и арт-дилером, по совместительству любовницей (Жюльетт Бинош), проходит ежедневный медицинский осмотр, включающий массаж простаты, разоряется из-за колебания курса юаня; жена (Сара Гейдон) объявляет ему о разводе, анархисты разрисовывают его лимузин варварскими граффити, а сам он подвергается атаке всемирно известного акциониста-тортометателя (Матье Амальрик). Бегущая строка на Таймс-сквер возвещает: "Призрак бродит по миру. Призрак капитализма".
Великий канадский визионер и исследователь телесных и душевных мутаций в трех своих последних фильмах придерживался более-менее традиционной повествовательной структуры, а также жанровой определенности: "История насилия" (которую в российском прокате обозвали "Оправданной жестокостью"), снятая по графической новелле, виртуозно обыгрывала конвенции фильма о мести и вообще "кинематографа жестокости"; "Восточные обещания" ("Порок на экспорт") являли собой чудной гибрид криминального триллера про русскую мафию и притчи о социальных язвах; наконец, про недавний "Опасный синдром", костюмированную драму об основоположниках психоанализа, по-русски все объяснил Виктор Аронович Мазин.
В вольной экранизации романа американского писателя Дона Делилло "Космополис" (издан в 2003-м, на русский язык пока литературно не переведен; существует только "фанатский" перевод), три четверти действия которой происходят внутри салона роскошного автомобиля, Кроненберг вернулся к своему зыбкому, но мощному методу, наиболее грандиозно использованному в "Автокатастрофе" и "Пауке". Диалоги первоисточника сокращены и еще в большей степени "остранены": нарративной и речевой связностью режиссер здесь жертвует в пользу нервного ритма и единственно верной интонации, в пользу неотвратимой отчетливости сновидения.
Ослепительная удача кастинга "Космополиса" - это, конечно, выбор артиста для главной роли: безлично-красивый кумир девочек-тинейджеров Роберт Паттинсон с его непроницаемым лицом идеально подходит для воплощения молодой "акулы" современного спекулятивного капитала: человека, уверенного в своем всемогуществе (например, Пэкер, будучи, как положено, коллекционером авангардного искусства, упорно отказывается верить, что "Часовню" Марка Ротко никак нельзя переместить в его гостиную) и одновременно лишенного всех и всяческих желаний, заторможенного, бепомощного перед иррациональным хаосом взбесившихся рынков, беззащитного перед палачом, который в свою очередь свихнулся от безумия самой системы. Режиссер Кроненберг никогда не числился в списке политически ангажированных кинематографистов. Но тем не менее, скажем, кадры "оккупированных" улиц снимались буквально за пару недель до прошлогоднего расцвета Occupy Wall Street. Если и можно сделать "рациональный" вывод, посмотрев гениальную кинопоэму о поездке на лимузине сквозь главный земной мегаполис за несколько мгновений до взрыва, то, наверное, такой - "Дайте же наконец капитализму спокойно сдохнуть".
Артем Лангенбург
При использовании материала активная ссылка на данную новость с надписью "взято с only-r.com" и указание авторства перевода ОБЯЗАТЕЛЬНЫ!